Марина Нестерова (г. Брест)

Марина Нестерова (г. Брест)

Печать

Марина Нестерова (г. Брест)

«Моих ощущений вполне достаточно, чтобы радоваться жизни»

marina_nesterova

Марина Нестерова: «Пройдя через трудности, я уже не склонна смотреть на то, что меня окружает, сквозь розовые очки»

Не считайте таких людей ущербными или изгоями. Они такие же, как мы. Только более ранимые и намного острее воспринимают мир, в котором для них так мало света.

 

Марине Нестеровой 20 лет, она родилась и живет в Бресте. Марина была самым обычным ребенком, но в десятилетнем возрасте упала, столкнувшись на школьной переменке с одноклассником. Эта случайность изменила ее дальнейшую жизнь. От полученного удара произошли разрыв и отслойка сетчатки, теперь у нее лишь остаточное зрение. Несмотря на это, Марина - студентка 3-го курса социально-педагогического факультета Брестского госуниверситета имени А.Пушкина. Она учится на бюджетной форме обучения, при сдаче вступительных экзаменов набрала довольно высокий балл.

«Из-за травмы в детстве я начала резко терять зрение, - рассказывает Марина. - Первой это заметила мама, обратившая внимание, что строчки в моей тетрадке вдруг поползли вверх. Училась я в обычной школе, но частично находилась на домашнем обучении. Письменные задания выполняла дома, а на устные предметы ходила в школу. Как только обнаружилось, что я слепну, меня сразу стали возить по врачам. За 2003 год, когда все это случилось, меня раз шесть клали в больницу.

Врачи говорили, что в моем положении я должна видеть, и особых проблем с чтением быть не должно. Но у меня они появились. В столичной клинике не знали, как мне помочь, ведь разрыв сетчатки операции не подлежал. Сказали, если будут задеты нервные окончания, то я могу ослепнуть совсем. Раньше мне предлагали сделать лазерное прижигание, но от него мог образоваться рубец, через который опять же вообще ничего не увижу. Уже много лет подряд я ежегодно прохожу реабилитацию, чтобы сохранить хотя бы оставшееся у меня зрение».

Есть у Марины еще одна проблема со здоровьем: она почти ничего не слышит. По ее словам, слух она потеряла после того, как ей удалили аденоиды. Она разбирает разве что очень громкую речь. Вначале для нее было большой проблемой надеть слуховой аппарат. Для этого, по ее признанию, приходилось буквально переступать через себя. Ведь слуховые аппараты старого образца были совершенно другие, нежели сегодня, громоздкие, и к тому же они издавали писк. Надев такой, девушка чувствовала себя очень неуютно. Сейчас же слуховой аппарат, присутствие которого ничто не выдает, полностью спасает ситуацию. Марина с таким устройством ощущает себя вполне комфортно, потому что он полностью решает ее проблему.

«Уже привыкла к сложившейся ситуации и даже не знаю, как бы себя вела, и что сложилось бы по-другому, если бы у меня были нормальные зрение и слух, - продолжает девушка.- Тогда трудно примириться с реальностью, если тебе кажется, что жизнь к тебе несправедлива. Но если знаешь, что ничего изменить нельзя, нужно стараться находить силы и добиваться поставленных перед собой целей. В моем положении, конечно, есть свои минусы, но существуют и плюсы. Для меня нет тех соблазнов, которые существуют у нормально видящих людей. Я стала как-то по-другому ощущать мир. Этих моих ощущений вполне достаточно, чтобы радоваться жизни. Столкнувшись с жестокой реальностью и пройдя через все трудности слабовидящего человека, я уже не склонна смотреть на то, что меня окружает, сквозь розовые очки».

То, что начало падать зрение, девочка долго не замечала. Первое, что ее насторожило, - перед глазами стала появляться пелена. А потом еще возникло и пятно. Школьница уже не могла читать, если шрифт был недостаточно крупный.

 «Но я приспособилась и вполне нормально читаю при помощи компьютера, - поясняет Марина Нестерова. - Существует специальная программа, при помощи которой я сканирую текст и потом читаю. Скачиваю книги в Интернете, читаю их через джойс, который проговаривает текст, зрение при этом не задействовано. Если мне нужен материал в Интернете, могу попросить найти его своих родителей. Моя мама Наталья Федоровна и отец Дмитрий Николаевич всегда и во всем меня поддерживают и помогают, за что им очень благодарна.

Когда темно, я практически не могу ориентироваться в пространстве. Против света совсем ничего не вижу, даже контуров предметов. Если мне, допустим, нужно добираться на занятия в темноте, то обычно меня провожает кто-то из родителей. В расписании лекций не могу сама увидеть номер аудитории, но мои однокурсники знают, что я плохо вижу, и подсказывают. Все лекции я записываю по Брайлю. Когда только пришла учиться в университет, боялась, что из-за этого косо смотреть на меня будут. Вначале однокурсники интересовались, что это за письмо такое, а сейчас уже никто и внимания не обращает.

В свободное время очень люблю читать. Раньше, еще учась в школе, занималась лепкой из соленого теста. Мне это нравилось, я даже участвовала в конкурсах. Но после поступления в университет это занятие забросила из-за нехватки времени. А еще мне нравится рисовать, моя старшая сестра Катя - художница. Вот и я себя пробую в этом».

В прошлом году Марина Нестерова вошла в тройку победителей областного конкурса «Я - самый реабилитированный». Затем она представляла Брестскую область на таком же республиканском конкурсе.

«Я была единственной слабовидящей, которая пришла на конкурс на каблуках, - улыбается Марина. - Это заметили и сказали, мол, молодец, что не теряюсь и, несмотря на проблемы со зрением, хожу на каблуках. Просто я небольшого роста, а мне так хочется быть повыше».

Кстати, на том республиканском конкурсе Марина заняла второе место среди участников с остатком зрения. Похоже, с реабилитацией у нее действительно все в порядке. А в университете она получает одновременно две специальности - социального работника и психолога.

«По моему заболеванию вообще выбор профессий невелик, - считает Марина. - Говорят, за мной с детства наблюдалась рассудительность не по возрасту. Выслушаю человека, помогу, чем возможно. Но я никогда не считала себя в чем-то обделенной. По образу жизни всегда была домоседом, все мои любимые занятия - дома. Больше всего общаюсь, конечно, с родителями и сестрой. Честно говоря, лучше всего себя чувствую в кругу людей таких же, как и я. У моей университетской подруги тоже проблемы со зрением. Хотя если создатель сделал нас всех такими разными, наверное, он все же хотел, чтобы мы умели понимать и ценить друг друга».

Как общаться с людьми с инвалидностью?

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку, даже если человек испытывает трудности с рукой или пользуется протезом.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если вы беседуете в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем интересуйтесь инструкциями.

Обращайтесь со взрослыми как со взрослыми. Никогда не проявляйте покровительство к людям, использующим инвалидную коляску: не кладите им руку на голову или плечи, не обращайтесь уменьшительными именами.

Опереться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - это то же самое, что опереться или повиснуть на ее обладателе. Коляска, кресло - часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда он сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Если это необходимо, задавайте короткие вопросы, которые требуют таких же коротких ответов, кивка или жеста. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Слышали об этом» тому, кому это говорить не стоило.

 Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер (Национальный Центр Доступности США). В Беларуси они рекомендованы ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью»

Автор: Алла Верстова